Введение в историю искусства

Лектор
Кирилл Светляков

Куратор выставок, главный научный сотрудник отдела живописи первой половины ХХ века Государственной Третьяковской галереи.

Этот курс посвящён понятиям и критериям вкуса от классической эстетики до современности. На художественном материале разных эпох и разных культур мы поговорим о том, как менялись представлениях о плохом и хорошем искусстве и попробуем ответить на вопросы, можно ли спорить о вкусах, и что на данном этапе можно считать критерием хорошего (плохого) вкуса. 
Мы проследим процесс формирования художественных культов и всевозможных мифов об искусстве, и посмотрим на него критически.
Мы научимся анализировать художественные произведения с точки зрения социологии и психологии. 

Место: школа masters, Софийская набережная 34с5, Москва

План программы
23 октября

Первобытное искусство и искусство Древних цивилизаций: Египет, Месопотамия, Персия и Древняя Греция

Существование искусства до появления понятия «искусство» в Древней Греции. Отношение искусства к изобразительной деятельности и ремеслам. Разнообразие художественных функций в культурах Древнего Мира, влияние и отголоски этих культур в Новейшее время: как потомки воображали себе «первобытных людей», «греков» и «египтян», а также играли в них. 

30 октября

Искусство Древнего Рима, Византии и европейского Средневековья

Отношение искусства и индустрии в культуре Древнего Рима. На кого похожи скульптурные портреты и что они выражают? PAX ROMANA в отношениях центра и периферии, и что такое «варварский» вкус? Смена художественных интересов с появлением христианства и репрезентация духовности в византийском, романском и готическом искусстве. Для сравнения: экскурс в средневековое искусство Дальнего и Ближнего Востока.

6 ноября

Эпоха Ренессанса в Италии и Северное Возрождение

Искусство Ренессанса от примитивов до маньеризма – нормы, эталоны и отклонения. «Бог и деньги»: религия и политика в ренессансном искусстве. Культ и неприятие гениев Высокого Возрождения в европейском искусстве XVI-XX веков. «Примитивный» натурализм и античный вкус в искусстве Северного Возрождения, переоценка этого искусства в XIX-XX веках. Мазаччо, Пармиджанино, Босх, Госарт.

13 ноября

Европейское искусство XVII-XVIII веков. Барокко, классицизм и рококо

Стиль барокко  – универсализм, пропаганда, вовлечение и репрезентация власти. Демократический вкус в период Золотого век голландского искусства. Метаморфозы аристократического вкуса, «высоких» и «низких» жанров в искусстве XVII-XVIII веков. Лоренцо Бернини, Караваджо, Вермеер Делфтский, Веласкес, Шарден.

20 ноября

Европейское искусство XIX века и ориентализмы

«Героическая буржуазность» в эпоху романтизма. Богема против обывателя. Эстетические баталии во европейском искусстве второй половины XIX века. «Аристократы духа» как реальность и самообман. «Естественный вкус» – культ наива, притимива и аутентичности в европейском искусстве рубежа XIX-XX веков. Для сравнения: экскурс в социальную историю японского искусства. Энгр, Жерико, Домье, Мане, Мунк.

27 ноября

Искусство XX века – современное искусство

Антитеза авангарда и китча в модернизме. Революционный «пролетарский» вкус 1920-х годов в пику буржуазному – какой он может быть? Критика буржуазной массовой культуры и мещанского вкуса в советской критике и критике «новых левых» на Западе. Плохой хороший вкус в культуре постмодернизма конца 1960-х – начала XXI века. Споры о вкусах и возможные альтернативы буржуазной культуре в период позднего капитализма. Возможен ли хороший вкус сегодня? Пикассо, Мондриан, Родченко, Уорхол, Хёрст.